Водитель автобуса Минск - Вильнюс: белорус и литовец. Как им работается?
Беларусь
Ночной рейс в Вильнюс с Центрального автовокзала Минска. На часах 1.50. Когда-то автобус в это время был полон тех, кто ехал за машиной в Литву. Удобно: в 5.30 ты в Вильнюсе, тут же отправляется поезд в Каунас, а часам к семи ты уже на авторынке. Кто же ездит в Вильнюс сейчас? Чем отличается работа водителя-международника литовца от работы водителя-международника белоруса? Почему литовский рейс больше не заходит в город белорусских контрабандистов Ошмяны, а едет без остановки до Вильнюса?
"В Ошмяны больше не заезжаем - здоровье дороже"
- Поговорим?..
Мое место в автобусе аккурат за водителем - седовласым литовцем. Кажется, Михаил, так он представился ("Вы русский?" - "Нет, я поляк, но в паспорте записали литовцем"), только рад - какой человек за рулем откажется поболтать в два часа ночи, когда в салоне так сладко спят пассажиры, а тебе нужно быть бодрым и свежим?
Типичный водитель-литовец - это мужчина в возрасте с легкой грустинкой в глазах. Три раза ездила в Вильнюс на автобусе - три раза было именно так. Михаил не исключение. Ему 56 лет. За руль автобуса сел еще в советское время - в 1977 году. На Беларусь ездит уже лет 10. И в месяц у него в Беларусь 10 рейсов.
- Что, бежит молодежь в Европу?
- Да, наша молодежь вообще почти вся уехала. В прошлом году 45 тысяч человек уехало из Литвы. Остались только люди в возрасте, которым уже нечего там делать.
- А почему вы ездите именно на Беларусь? Признайтесь: дополнительный заработок - сигареты, водка, топливо?
- Какое направление дали, туда и езжу. "Левых" денег нет: водки водителю можно ввезти в Литву литровую бутылку, сигарет - две пачки.
- А разве не блок?
- Это было давно и неправда. Ну разве только топливо остается.
И в самом деле: приехали на границу, литовские стражи досмотрели с пристрастием. Всех пассажиров заставили выйти в зал, проверили сумки, просканировали одежду... Пачка сигарет не "затеряется".
- А пассажиры контрабанду возят?
- Ошмянцы возили, минчане - нет, ну если пачка сигарет лишняя. Мы теперь в Ошмяны не заезжаем - едем прямым ходом до Вильнюса.
- Ого! Так вы пассажиров теряете...
- Да. Это сейчас по весне народу прибавилось - 21 человека везем, а было что и по 8 возили. Но мы здоровья больше теряем. Чуть что - водитель виноват. Он за все отвечает: если никто не признается, чей товар, - значит, водителя.
- А пассажиров вообще ссаживают на границе?
- Много раз. Порой человек в паспорт не посмотрел, а у него виза с завтрашнего дня. Пожалуйста, поезжай обратно.
На подъезде к "Каменному Логу" сбилась со счета на числе 320 - очередь из фур растянулась на несколько километров. Тут понимаешь, что работенка у дальнобойщика не "айс", тем не менее интересуюсь у Михаила:
- А вы не хотели бы пересесть, скажем, на фуру?
- Я? В моем возрасте? Нет. Хотя вон белорусов много едет в Литву на фуры работать. Довольны - говорят, в Беларуси столько не зарабатывают.
- А у вас зарплата хорошая?
- Сейчас нормальная, а когда кризис был, то не очень...
- 1000 долларов выходит?
- Ну 1000 никто не получает - это много для водителя. В среднем в автопарках получают две - две с половиной тысяч литов (1 доллар - 2,57 лита. - Прим. авт.). Хотя как раз получается почти 1000. Летом жить можно на эти деньги, а зимой много на отопление уходит.
- А зарплата от чего зависит?
- От количества пассажиров. Одно дело ехать пустым, другое - когда полный автобус. Конечно, ездим не в убыток - на Беларусь отправляются автобусы порядка пяти автобусных фирм из Литвы. Но перестали ездить люди за машинами - стало меньше пассажиров. В 23.30 ушел автобус на Ригу через Вильнюс - он забрал от нас людей. Это белорусский рейс - латыши отказались на зиму от поездок в Беларусь. Так что тут ситуация как у Беларуси и России по поводу авиаперевозок - свои нюансы. А затраты у нас немаленькие. Автобус на ремонт поставить - тысячу-две литов выложи.
Из Минска до Вильнюса билет стоит 117 тысяч с "копейками". Последний же обратный рейс из Вильнюса в Минск - в 18.05. Но билет обратно в Минске вам на него не продадут - как мне объяснили, это рейс Каунас - Минск через Вильнюс, обратный билет можно купить только в Каунасе. Стоимость обратного билета из Вильнюса - 44 лита, или почти 140 тысяч рублей. Билет на поезд стоит порядка 80 тысяч. Но в Минске на ж/д вокзале были немаленькие очереди в предварительную кассу - лично у меня стоять терпения не хватило.
- Как перестали ездить люди за авто, наверное, ночной рейс потерял смысл?
- Почему? Едут люди. Удобно: сделал свои дела в Вильнюсе, а вечером обратно. И студенты едут. Как выходной, бывало, полный автобус собирали.
- А вам ваша работа нравится?
- Я всю жизнь посвятил автобусу. И дай мне сейчас другую работу, я уже не сработаюсь ни на фуре, ни на чем. Стоять в очереди на границе я бы не смог. Вы посмотрите - на "Каменном Логу" километров 20 очередь из фур. Они трое суток стоят. Начинал я с города. Потом междугородные рейсы. Я в автопарке молодость потерял.
- Так уж и потеряли?
- А что там видишь? Только работа и сон.
- Вот вы приезжаете в Минск. Где проводите время до отправления в рейс?
- Два с половиной часа перекантовался на сидушке - и в рейс. Пока машину заправил, перекусил... Когда в следующий рейс теперь поеду? Ну вот сегодня суббота - значит, во вторник в рейс. Отдыха аж чересчур, хотя и дома есть занятие - у меня внуки. Что вам еще рассказать? Сейчас работать одно удовольствие. Раньше то топливо замерзнет, то еще что. Сейчас проблем нет. И машины другие. Заправляемся только белорусским топливом - проблем не было, разве что поздно начинают продавать зимнее дизтопливо...
Когда проезжали Гродненскую область, начался снегопад. Так что Вильнюс встретил нас слякотью и еще большим снегопадом. Неудивительно, что, когда автобус остановился на вокзале, пассажиры с большой неохотой покидали теплый салон. На часах было 5.30. Поспать бы еще...
МАЗы работают наряду с Iveco
А рейсом в 15.50 в этот же день (была суббота) я отправлялась обратно. Рейс уже был белорусский. За пассажирами приехал... МАЗ. В салоне аншлаг - 41 пассажир! Все места заняты. "Молодцы белорусы, такой автобус сделали", - литовцы, сидящие передо мной, удивляются.
- Так, кому нужны иммиграционные карточки? - водитель Иван, с которым мы потом познакомились, еще на вокзале интересуется у пассажиров. Взяли буквально пару человек. Остальные, выходит, белорусы.
Иван - водитель второго автобусного парка Минска. Настоящий холерик. На границе две женщины, сидевшие на передних сиденьях, умоляли его пустить их в дьюти-фри. "Никого не пущу. 41 человек. Если все сейчас побегут, где я вас потом ловить буду?" - твердо ответил он. Но дамы, что называется, не переставали ныть. Но поскольку паспорта им отдали первыми, видимо, он смягчился: "Ладно, давайте быстренько, ждите на выезде". И минут через 15 дамы снова заскочили в автобус, позвякивая бутылками. Поехали!
Ивану слегка за 40. В пассажирских перевозках с 1995 года. По его словам, уже "везде был": Польша, Германия, Россия, Украина, Румыния, Болгария... Сейчас Литва. Ездит два раза в неделю, а то "три и четыре, как попадется. Все зависит от графика. Вот приезжаю из рейса, а завтра снова в путь - буду катать экскурсии по Беларуси".
- Иван, не могу не спросить. Автобус МАЗ на международных рейсах - как он вам?
- Да, последние два года я езжу на МАЗе. Лично для меня он хорош стопроцентно. Не знаю, как для пассажиров, хотя и от них никаких претензий к автобусу ни разу не слышал. Я работал и на Neoplan, и на Setra, перебрал иномарок неизвестно сколько.
- Чем хорош?
- Сел и поехал.
- Но в Setra тоже сел и поехал.
- Мы сейчас далеко зайдем. Вы знаете, что РБ новые автобусы за границей не покупает? Какие могут быть еще вопросы?
- Литва без проблем пускает автобус? Как-никак Евросоюз.
Если бы Иван мог обернуться, в его взгляде я наверняка прочитала бы: дама, не спрашивайте ерунды, МАЗ и только МАЗ! Но он ответил:
- Конечно, здесь ведь стоят комплектующие MAN. Тут двигатель Евро-4, как и на любом европейском автобусе. Здесь европейское все стоит базовое, только что белорусские руки собирали. Автобус 2009 года выпуска. Наряду с Iveco работает на международных рейсах. Хотя я скажу, что Iveco, по крайней мере которые у нас на предприятии, по классу даже ниже.
- Литовцам нравится, я смотрю...
- Литовцы много чему удивляются. Даже тому, что у нас на полях пшеницу сеют.
- А не хотели бы в Литву уехать, на фуре, скажем, работать?
- Нет.
- Почему? Там же денег много.
- Ну, кому-то нравятся блондинки, кому-то - мулатки, а кому-то что-то еще. Счастье не в деньгах. В голове, в семейной жизни и в благополучии. Можно кушать хлебушек и быть счастливым. А можно иметь целый карман денег, сидеть в казино, попивать Hennessy и не иметь счастья. Согласны?
- А из вашего автопарка водители уезжали?
- Может быть, "городские" (которые работают на городских маршрутах. - Прим. авт.) ребята и пробуют. Но вы не знаете всех "прелестей" работы дальнобойщика. Вот он сейчас приехал и четверо суток будет стоять на границе. А потом с квадратными глазами "лететь"... Я их видел, прости Господи, десятками вон там (показывает рукой в кювет). Не здесь, а вон там. И я такой жизни не хочу... Едут в Москву песок тягать, на строительство. Едут в дальнобойщики. Но скажу так: у нас в парке много людей, "погулявших" 2-3-5 лет, и все равно они возвратились в парк. Не так все весело, как кажется. Я все это вижу. Ведь дальнобойщики и среди пассажиров есть. Спрашиваю: "Ребята, как там у вас?" Они говорят: "Когда платят, а когда и не платят". Когда 3-4 месяца отработаешь в Европе, а потом вместо 4000 евро получишь 500, а хозяин говорит: "Будут деньги, я тебе отдам, ты не переживай", - что это за работа?
- А у вас зарплата хорошая?
- На два месяца повысили зарплату, а сейчас немножечко забрали. Не знаю, с чем это связано. Наверное, отрапортовали, что водители 5-6 миллионов получают, а сейчас можно и забрать.
- То есть сейчас миллионов 5-6 не получается?
- Уже не получается. На "городе", может, и получается. Там текучесть побольше, работает молодежь, ее ничто не держит. А мне куда идти? После 40 лет не каждый куда-то решится уйти.
- Минск - Вильнюс - маршрут проблемный? Контрабандисты едут?
- Мы с опозданием никогда не приходим. Плюс-минус несколько минут. А какие тут могут быть контрабандисты?
- Литовцы говорят, что не заезжают в Ошмяны, потому что там садится много проблемных пассажиров.
- Нет. Ошмяны - это город таможенников, пограничников, а не контрабандистов.
- Но литовцы его тем не менее объезжают.
- Нет, мы заезжаем в Ошмяны, у нас никаких проблем. Дело в том, что человек купил билет и едет, а что он везет - его проблемы. Если везет контрабанду, его, конечно, ссадят. Но такое бывает не каждый день, а, наверное, раз в полгода. Если у человека, например, проблема с паспортом - его ссадят. Я в эти дела не лезу. Когда ко мне подходит таможенник или пограничник и говорит: "Я снимаю этого человека", зачем мне задавать лишние вопросы, почему его снимают? Мне это неинтересно. Я поехал дальше. Это его проблема, а не моя. Сейчас тема сигарет закрыта.
- Почему?
- Ну вот возьмите блок сигарет и попробуйте проехать. А я посмотрю, как вы их провезете. Я во вторник поеду, поехали со мной. Перевернут каждую сумку - граница на замке.
В Ошмянах стоим минут пять. Автобус сразу опустел на треть. Вышли в основном женщины с сумками и стиральным порошком в руках.
- А какой у вас график работы? Вот вы приехали в Вильнюс и чем занимались до отправления в рейс?
- Сегодня я отдыхал 20 минут.
- Маловато, наверное?
- Есть международные правила. Мы работаем по тахограмме. Маршрут недлинный - 180 километров, так что отдыха достаточно. Мы не дальнобойщики. Наши диспетчеры следят: если у тебя переработка - они тебя в рейс не пустят. Все законно, государственное предприятие.
- Полиция останавливает?
- С 1996 года, как я начал работать, литовские полицейские ни разу не остановили. Польские - да. Превышение было, штраф. Но это было давно и неправда.
- Из своего кармана платите или парк помогает?
- Сам плачу. Парк же не нарушает ПДД - нарушает водитель.
- Водители-литовцы отметили: из-за того что люди перестали ездить за машинами, стало меньше пассажиров.
- Согласен. Еще много народу ушло на поезд, потому что там дешевле билеты. Но все равно люди есть. Вы же сами видите...
Кстати, насчет покупки машины. Сейчас можно нормальную машину купить и по теперешней растаможке.
- Какую? Малолитражку?
- А почему нет? Как в Германии цены упали! Катастрофически! Стоят полигоны. Любую бери, пожалуйста.
- Но дорого.
- За двухлитровый двигатель 6 тысяч евро - это дорого? Я все посчитал: сейчас машину дешевле купить, чем до растаможки. Потому что когда была растаможка, таких машин не было. Германия забита машинами, не знает, куда девать. В Европе кризис. Посмотрите, что творится во Франции, Италии и везде кругом. И машину, что раньше стоила 20 тысяч евро, сейчас продают за 12 тысяч. Я так и буду брать. Я до растаможки даже не дергался, хотя у меня были деньги - продал свою машину. Короче, сделал все наоборот. Сейчас я на своей машине потерял бы 4-5 тысяч. А так я ее продал очень выгодно. Сейчас с теми деньгами поеду и куплю то, что мне надо, а не то, что там стояло, - три машины на весь Берлин или на тот же Мюнхен, Кельн.
- Вам работа нравится?..
Это мой последний вопрос на сегодня, так как мы уже въехали в Минск и проезжаем по ул. Притыцкого, где мне выходить - дом мой стоит аккурат по пути из Вильнюса.
- Очень. Без работы жить не могу.
Судя по уверенному тону, Иван ответил искренне, безо всякого сарказма.
Марина АЖГИРЕЙ
ABW.BY
2012-04-05
Всего просмотров - 23304